Создание специальных образовательных условий для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на этапе дошкольного образования
17.03.2023
Среди детей, имеющих нарушения в развитии, выделяется группа детей со сложными дефектами. К множественным нарушениям относятся такие, при которых у ребенка одновременно существуют три и более нарушений, причем каждое имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии. Например, у ребенка умственная отсталость в выраженной степени (умеренная, тяжелая, глубокая) и детский церебральный паралич (ДЦП). Вследствие этого у ребенка неразвита или плохо развиты понимание речи, собственная речь, выраженно отстает развитие психических процессов.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, нарушением памяти, для них характерно своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи. У детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции. Внимание этой категории детей отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Моторная сфера характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое поведение в ходе любой организованной деятельности, что нередко проявляется в агрессивных реакциях (крик, плач). Степень сформированности навыков самообслуживания у детей этой категории может быть различна. Некоторые полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др., другие же дети способны самостоятельно выполнять самообслуживающие процедуры, участвовать в простой трудовой деятельности. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами.
Образование ребенка с выраженными интеллектуальными нарушениями является нормализацией его жизни, под которой понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей, а именно: решение вопросов повседневной жизнедеятельности, выполнение полезной трудовой деятельности, определение содержания своих увлечений и интересов.
Образование дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) должно быть нацелено на формирование и развитие набора таких умений и навыков, позволяющих такому ребенку максимально самостоятельно решать жизненные задачи в соответствии со своими психическими и физическими возможностями.
Успешная социальная адаптация дошкольников с ТМНР взаимосвязана:
- с развитием адекватных средств коммуникации (если ребенок не говорит, то развиваем альтернативную коммуникацию – глобальное чтение, введение символов, заменяющих инструкции, простые фразы);
- последовательным формированием доступных форм общения со взрослыми, со сверстниками;
- усвоением принятых в обществе норм человеческих взаимоотношений в соответствии с возрастом ребенка (развитие умения вести себя в соответствующей ситуации).
Необходимо помнить, что важнейшим условием развития, воспитания и обучения ребенка с ТМНР является формирование эмоционального контакта с ним, что предполагает соблюдение взрослыми ряда важных условий:
- индивидуальный подход;
- длительное наблюдение за ним с целью определения значимых для ребенка впечатлений, комфортного времени участия в совместной деятельности и способов проявления своих чувств и эмоций;
- систематическое взаимодействие ребенка и заботящегося о нем взрослого;
- принятие и уважение ребенка;
- обеспечение возможности ребенку проявить собственную активность, поддержать или завершить общение, контакт с ним;
- максимальное постоянство ухаживающих за ребенком взрослых, которое позволяет формировать и развивать избирательно эмоциональный контакт.
Для данной группы детей необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение на протяжении всего периода его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. В этом случае в заключении ПМПК указываются направления коррекционной работы педагога-психолога, логопеда, дефектолога.
Примерные направления коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками с ТМНР будут направлены:
- на вызывание элементарного эмоционально отклика;
- на формирование продуктивного общения ребенка со взрослым;
- на коррекцию нежелательного поведения (привитие правильных поведенческих стереотипов);
- на формирование социальных навыков.
Психолог может развивать доступные игровые действия у ребенка, произвольную регуляцию деятельности, познавательную активность, формирование алгоритмов учебного поведения, нужных для дальнейшего образования ребенка.
В задачи логопеда входит:
- накопление и активизация словарного запаса;
- формирование простой фразы;
- формирование простого произвольного речевого высказывания;
- коррекция и развитие всех компонентов речи.
Коррекционная работа логопеда с неговорящим ребенком с ТМНР будет направлена на развитие понимания обращенной речи, вызывание звукокомплексов, звукоподражаний, на формирование и развитие подражательной речевой деятельности, а также формирование доступных форм альтернативной коммуникации.
Коррекционная работа дефектолога направлена на:
- вызывание элементарных реакций на зрительные, слуховые, тактильные стимулы;
- обогащение сенсорного опыта;
- формирование и развитие продуктивной предметно-практической деятельности;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование пространственных и социально-бытовых ориентировок.
Коррекционная работа с дошкольниками с ТМНР включает следующие направления:
Общие направления:
- сенсорное развитие (развитие восприятия ребенка о свойствах предмета: форме, цвете, величине, положение в пространстве, вкусе и т.д.);
- предметно-практические действия (формирование действий с различными предметами и материалами);
- коррекционно-развивающие занятия психолога, логопеда, дефектолога;
- двигательное развитие.
Специфические направления для отдельных категорий детей с ТМНР:
- развитие слухового восприятия и обучение произношению;
- музыкально-ритмические занятия;
- ритмика;
- социально-коммуникативное развитие;
- основы пространственной ориентировки;
- социально-бытовая ориентировка;
- речевая практика;
- основы коммуникации;
- психомоторика и развитие деятельности;
- двигательная коррекция;
- эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие.
Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы он обеспечивал максимальное психическое развитие, доступное ребенку на каждом возрастном этапе, помогал в преодолении отклонений, затрудняющих его развитие.
Кононова Нина Сергеевна,
педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи