Назад


Детские страхи

19.03.2023

Страх – естественный инстинкт человека, возникающий как ответ на угрозу, возможную опасность. Страх — это некий сигнал, который предупреждает нас об угрозе. Страх бывает полезным и вредным. Безопасная жизнь без такой эмоции, как страх, невозможна, ведь именно она сдерживает нас от безрассудных и опасных поступков. Когда мы видим проносящиеся мимо нас машины, нам становится страшно, и это чувство останавливает нас от того, чтобы выйти на дорогу. Но у страха есть и обратная сторона, которая разрушает нас: он не позволяет совершать важные поступки и заставляет чувствовать себя дискомфортно. Именно с этой негативной стороной страха нужно бороться.

Страх может развиваться в любом возрасте.

 1111.jpg

Родителям важно знать, что:
- Детские страхи — это нормально и часто неизбежно, поскольку дети ощущают себя маленькими, физически слабыми в сравнении с любым взрослым.
- Страх — это здоровая реакция на реальную или потенциальную угрозу. Страх субъективен. И если взрослому не страшно, это не значит, что не страшно тому, кто рядом с ним.
- Мальчики боятся не меньше, чем девочки, поскольку они все равно физически слабее любых объектов и явлений взрослого мира.
- Начиная с 5—6 лет, дети начинают осознавать и перерабатывать тему смерти. Это естественный и необходимый ребенку процесс.

Причины детских страхов

Страх у детей формируется из-за чрезмерной впечатлительности, доверчивости, яркой фантазии, неумения отделять реальность от сказки. Страх - это ответ на внешние обстоятельства, где ведущую роль играют воспитание и взаимоотношения ребенка с членами семьи. Возможных причин возникновения детских страхов много, и каждая из них способна спровоцировать сильное эмоциональное потрясение:

  • Пережитые негативные события, которые оставляют глубокий эмоциональный след. Например, укус собаки, после которого ребенок сильно боится любых четвероногих, или просмотр страшного фильма, откуда малыш переносит образ злодеев и монстров в реальный мир. Таким событием может стать любая ситуация, где ребенок столкнулся с негативом, агрессией, угрозой в свой адрес или адрес близких.
  • Запугивания со стороны взрослых: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних или малознакомых людей. Попытки воспитания путем угрозы в стиле «не будешь кушать, прибежит волк и унесет в лес» или «не будешь меня слушаться, придет доктор и сделает укол» провоцируют обоснованные детские страхи перед указанным объектом. В результате малыш ужасно пугается любой картинки, где изображен волк или большая собака, а реальная встреча с врачами в случае болезни приводит к длительной истерике.
  • Повышенная тревога родителей за безопасность ребенка. Постоянные переживания взрослых, одергивания, предостережения о возможной опасности («не подходи к собачке, она укусит», «не лезь наверх, а то упадешь») эмоционально программируют сознание ребенка на неудачу. В итоге у малыша зарождается чувство тревоги, которое постепенно перерастает в безотчетный страх перед элементарными действиями, новыми местами и событиями.
  • Агрессия со стороны взрослых. Когда родители или иные близкие родственники открыто демонстрируют свою силу и превосходство над ребенком по каждому поводу, это снижает уровень доверия малыша ко взрослым, приводит к тому, что дети постоянно ожидают неприятностей. Подобное поведение также нередко приводит к патологическому вранью: пытаясь избежать наказания и агрессии, ребенок лжет буквально на каждом шагу.
  • Взрослые компьютерные игры, фильмы, мультсериалы и книги, в которых встречаются сцены насилия, смерти. Сталкиваясь со злом в любом его проявлении, ребенок бессознательно переносит полученные знания и опыт на реальную жизнь. В результате герои «оживают», подстерегая малыша за углом, в темной комнате, под кроватью.
  • В некоторых случаях причиной возникновения страха у детей являются психические расстройства (неврозы, невропатия), и тогда боязнь становится симптомом конкретного заболевания, которое можно и нужно контролировать.

Классификация

По видам детские страхи классифицируют по самым разным направлениям, начиная от причин возникновения и заканчивая выраженностью симптоматики. В целом все состояния подразделяют на три группы:

  1. Навязчивые страхи, которые обусловлены реально пережитыми жизненными ситуациями (боязнь животных, высоты, замкнутого пространства, воды);
  2. Бредовые страхи, когда логическая взаимосвязь между объектом опасения и причиной возникновения боязни нелогична, даже абсурдна;
  3. Сверхценные страхи, когда точкой отсчета становится любое событие, активизировавшее фантазию ребенка; такое состояние не проходит, боязнь постепенно разрастается, охватывая все мысли и чувства малыша.

У детей наиболее распространены сверхценные виды страха, которые ребенок взращивает в себе, придумывая все новые подробности, наделяя объект боязни удивительными способностями и качествами.

 22222.jpg

 Симптомы детских страхов

Проявления патологической боязни напрямую зависят от возраста ребенка. В период новорожденности это состояние характеризуется инстинктивными вздрагиваниями, вскидыванием рук над головой, громким плачем, беспокойством. По мере развития малыш начинает узнавать маму, запоминает ее запах, голос, и, когда мама надолго уходит, начинает переживать, плакать, таким образом выражая свои эмоции.

Ближе к году может появиться страх перед незнакомыми людьми, большими объектами, которые издают громкие звуки или быстро приближаются. Все это отражается в беспокойном, плаксивом поведении, а при резком испуге оборачивается внезапным громким плачем, попыткой отвернуться от источника негатива.

В более осознанном возрасте симптомами страха у детей могут послужить:
- категорическое нежелание малыша оставаться в комнате одному;
- необходимость все время проводить рядом с мамой/папой/бабушкой в любой момент дня и ночи;
- закрывание лица или зажмуривание глаз при прохождении определенного места в квартире или доме;
- ночные кошмары, переходящие в длительный плач наяву;
- жалобы ребенка на его преследование сказочными персонажами, героями из мультиков или фильмов;
- внезапные вскрики и плач при резком изменении освещения, громком звуке, появлении в поле зрения незнакомого человека.

О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
      ребенок не засыпает один, не разрешает выключить свет;
      часто закрывает уши ладонями;
      прячется в угол, шкаф;
      отказывается от участия в подвижных играх;
      не отпускает маму от себя;
      беспокойно спит, кричит во сне;
      часто просится на руки;
      не хочет знакомиться и играть с другими детьми.

Чем старше становится ребенок, тем больше возможностей у страха. Страхи, оставленные без внимания, способны нанести значительный ущерб детской психике. Подростки, страдавшие в младшем возрасте от какого-либо страха, становятся мнительными, неуверенными в себе, боятся заводить новые отношения, испытывают трудности в общении, учебе и социализации. Очень многие комплексы и фобии, присущие взрослым людям, берут свое начало в детстве.

Если родители самостоятельно не могут справиться с детским страхом, необходимо обратиться за помощью к специалистам - диагностикой и подбором правильных методов коррекции детских страхов занимаются неврологи, психологи, нейропсихологи, клинические психологи.  Родители и члены семьи – самые важные люди в жизни ребенка, именно они отвечают за атмосферу в доме, взаимоотношения между взрослыми и детьми, общую здоровую обстановку.

Для того, чтобы снизить вероятность возникновения страхов у малышей, желательно:

      не показывать маленьким детям фильмы со сценами насилия, убийства, преследования людей фантастическими созданиями;
      читать книги и сказки, соответствующие возрасту и развитию;
      дозировать игры на компьютере, планшете или телефоне;
      не усердствовать с гиперопекой;
      не запугивать детей выдуманными объектами и, тем более, реальными людьми (врачами, сотрудниками полиции, службы МЧС, учителями, соседями, незнакомцами);
      не проявлять агрессию по отношению к малышам.

Некоторые рекомендации родителям, направленные на профилактику страхов:

1. Наилучшим средством профилактики детских страхов является взаимопонимание родителей и детей. Преодолевайте все страхи вместе с малышом, например, если ребенок боится темноты, сделайте вид, что первым инспектируете потенциально опасное пространство.

2. Важно, чтобы требования к ребенку в семье были едиными.

3. Не относитесь к страхам детей, как к капризам. Никогда не наказывайте ребенка, если он продолжает бояться. Если родитель начинает ругать ребенка за проявления страха, то он почувствует себя еще более беспомощным и «плохим». Это не поможет ему избавиться от страха, он просто загонит его внутрь, чтобы не показывать взрослым.

4. Не стоит логически разубеждать ребенка, говорить ему, что бояться нечего. Он уже боится, и логика родителя ему не поможет. Лучше сказать: «Я с тобой». Не заставляйте ребенка делать то, что его пугает, это приведет лишь к тому, что страх уйдет глубоко внутрь и останется с человеком на всю жизнь. Например, страшную соседскую собаку можно погладить самому, но не принуждать к этому малыша, даже если на самом деле это добрейшей души пес.

5. Нет смысла говорить: «Посмотри на меня: я же не боюсь!». Родитель — большой, взрослый и сильный, поэтому легче не бояться. Ребенок понимает, что он в разы меньше вас и физически слабее. Если уж и говорить «Я не боюсь», то не в контексте «Я — смелый, а ты — трусливый», а в контексте «Я — взрослый и я смогу защитить тебя». Важно понимать, что нельзя усилием воли перестать бояться, можно только пережить страх. Но пережить его можно только тогда, когда есть возможность опереться на что-то внутри себя или на кого-то, кто может помочь.

6. Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей - понять, что именно беспокоит его и что является причиной страха. Дети, страхи которых кажутся взрослым несерьезными, еще больше боятся и замыкаются в себе.

7. Не нужно избегать тем, которые пугают ребенка. Проговаривание сильно уменьшает силу страха. Его интенсивность может значительно снижаться или даже уходить, если есть с кем его разделить. Например, если ребенок боится привидений или выдуманных героев, попробуйте перевести его страхи в игру, переоденьтесь в страшилище и покажите ребенку, что на деле любой сказочный монстр совершенно безобидное существо.

8. Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности: спокойная, внимательная, нежная мама и папа, излучающий стабильность и безопасность, — лучшая защита от детских страхов. В любой ситуации показывайте ребенку, что готовы всегда защитить его, даже если придется ловить по ночам привидений или драться с драконом, приснившимся ему ночью.

9. Расскажите ребенку о собственных страхах, объясните, что бояться чего-то даже для взрослых — абсолютно естественно, так же, как и преодолевать страхи. Придумайте историю о каком-нибудь сказочном герое, который помогает преодолевать вам все трудности, посоветуйте малышу также в сложной ситуации представлять рядом с собой воображаемого волшебника.

В большинстве случаев при своевременном реагировании и адекватной родительской помощи страхи родом из детства там и остаются, превращаясь лишь в не слишком приятные воспоминания в более старшем возрасте.

 

Голованова Лариса Валерьевна, педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи

Литература:
Детские страхи. Секреты воспитания: набор инструментов по преодолению страхов. – 2-е изд., М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2011. – 120 с.
Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. - 448 с; ил.
Танайлова В. Классификация детских страхов. Основные факторы и причины возникновения детских страхов. // URL: https://www.b17.ru/blog/7286/