Назад

Кому и в каких случаях ПМПК рекомендует адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с ТМНР

18.03.2023

11.jpg

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) – группа детей, у которых интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени может сочетаться с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с ТМНР характеризуются разным уровнем познавательного развития. У таких детей имеется выраженное недоразвитие мыслительной деятельности. У них отмечается своеобразная мозаичность познавательного развития: отдельные способности могут быть более развиты на фоне общего состояния ребенка. Отмечаются нарушения речевого развития: речь невнятная, косноязычная, малораспространенная. Для таких детей характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за трудностей понимания обращенной речи длительно формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.

Внимание детей крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.

Психофизическое развитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование двигательных навыков: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.

Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

На психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) могут обратиться родители детей с ТМНР для определения дальнейшего образовательного маршрута. Это может потребоваться по запросу медико-социальной экспертизы. Также запрос на проведение психолого-медико-педагогического обследования может поступить от родителей дошкольников с ТМНР для зачисления в группу компенсирующей направленности, на коррекционные занятия с логопедом, психологом, дефектологом.

При переходе ребенка из начального звена в основное родители детей с множественными нарушениями в развитии обращаются на ПМПК с целью определения программы обучения. В таком случае специалистами комиссии рекомендуется адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития - это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Обучение по данной программе может проводиться на дому при наличии медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Также обучение по адаптированной программе может быть организовано в форме семейного образования. Если ребенок обучается в школе, образовательная организация создает условия для обучения данного ребенка.

В обучении детей данной категории наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Снижаются объем и глубина изучаемого материала, увеличивается количество времени, необходимого для усвоения темы, замедляются темпы обучения.
Детям рекомендуются занятия с психологом, дефектологом. Целью таких занятий является повышение общего уровня развития, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии речи, познавательной сфере, развитие навыков социального поведения и взаимодействия, развитие эмоциональной сферы.

Обучающиеся с ТМНР могут воспринимать и понимать окружающий мир, однако не в состоянии сделать это теми способами, которыми пользуются их сверстники с нормальным развитием. При наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи они способны овладеть некоторыми социально-бытовыми навыками и элементарной учебной деятельностью. Обучение должно быть направлено на овладение ими навыками манипулятивно-предметной, игровой и учебной деятельности, элементарными навыками жизнеобеспечения, в том числе средствами коммуникации. В сфере обучения детей данной категории невозможно получить быстрый результат, так как динамика развития детей разворачивается очень медленно.

Умственная отсталость обучающихся, осложненная в той или иной форме нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, определяет их особые образовательные потребности. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.

 

Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи