Назад

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кто это?

17.03.2023

1.jpg

Термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» появился в 2012 году в связи с принятием в России Закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. В п.16 ст.2 Закона четко дано определение понятия: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
До 2012 года в коррекционной педагогике использовалось понятие «дети с нарушениями (отклонениями) в развитии».

Классификация детей с ОВЗ по ФГОС.

С 01.09.2016 года вступил в силу федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1598, а также ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599). ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОО ИН определяют требования к адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для следующих категорий детей с ОВЗ:

  1. Глухие дети.
  2. Слабослышащие и позднооглохшие дети.
  3. Слепые дети.
  4. Слабовидящие дети.
  5. Дети с тяжелыми нарушениями речи.
  6. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  7. Дети с задержкой психического развития.
  8. Дети с умственной отсталостью.
  9. Дети с расстройством аутистического спектра.

Рассмотрим какие дети относятся к той или иной категории обучающихся с ОВЗ.

  1. В группу глухих обучающихся входят дети с двусторонней сенсоневральной глухотой.
  2. В группу слабослышащих обучающихся входят дети с двусторонней сенсоневральной тугоухостью различных степеней и дети, перенесшие операцию по вживлению кохлеарного импланта (КИ).
  3. В группу слепых обучающихся входят дети тотально (абсолютно) слепые и слепые с остаточным зрением (светоощущением). Острота зрения слепых обучающихся с предметным остаточным зрением варьируется в пределах от 0,01до 0,04 (на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции).
  4. В группу слабовидящих обучающихся входят дети с разной степенью слабовидения. По показателям остроты зрения на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции определяются три степени слабовидения. Cлабовидение высокой степени: острота зрения - 0,05–0,09. Слабовидение средней степени: острота зрения 0,1–0,2. Слабовидение слабой степени: острота зрения – 0,3–0,4. Степень слабовидения усиливается, если наряду со снижением остроты зрения имеет место быть значительное нарушение другой(их) базовой(ых) зрительной(ых) функци(й) – поля зрения, цветоразличения (полная или частичная цветовая слепота), глазодвигательных функций (нистагм, паралич глазных мышц), светоощущения (повышение или понижение светочувствительности).
  5. К категории обучающихся с тяжелыми нарушениями речи относятся дети, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на I, II, III, IV уровнях речевого развития (общее недоразвитие речи), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма.
  6. Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) крайне неоднороден. У всех детей данной категории ведущими являются двигательные расстройства (задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций), которые могут иметь различную степень выраженности:
    • при тяжелой степени двигательных нарушений дети не владеют навыками
    • ходьбы и манипулятивной деятельностью, они не могут самостоятельно обслуживать себя;
    • при средней (умеренно выраженной) степени двигательных нарушений дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.), т.е. самостоятельное передвижение детей затруднено. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук;
    • при легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.
    Большинство детей с НОДА составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Небольшой процент детей с НОДА - это дети с ортопедическим характером двигательных расстройств.
  7. Задержка психического развития – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов деятельности. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении основной образовательной программой на всех этапах развития ребенка. Врачи-психиатры определяют данное состояние у детей такими диагнозами, как «Смешанное специфическое расстройство психологического развития», «Легкое когнитивное нарушение».
  8. Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях. В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.
  9. Категория обучающихся с расстройства аутистического спектра в действующей в Российской Федерации Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) относятся к диагностической группе F84 «Общие расстройства развития» и включает три диагностических категории из F84: детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1) и синдром Аспергера (F84.5). Чётких границ между указанными диагностическими категориями нет, и эта классификация оказалась ограниченно применимой в медицине и совсем неприменимой в образовательных целях. Ожидается, что в 2022 или в 2023 году закончится адаптация уже принятой ВОЗ МКБ-11, в которой все имеющие отношение к аутизму категории МКБ-10 объединены в «расстройства аутистического спектра» (РАС), категорию, ставшую официально принятой в российском образовании после 2012г. (закон «Об образовании в Российской Федерации»).
    Основными диагностическими признаками РАС являются качественные нарушения социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации и ограниченные, стереотипные и повторяющиеся паттерны интересов, поведения.

Быкова Марина Борисовна,
заведующий центральной психолого-медико-педагогической комиссии,
Алтайского краевого центра ППМС-помощи