Назад


Если Ваш ребенок с ОВЗ, какие льготы и условия для получения образования вам должны предоставить

17.03.2023

1.jpg

Ст. 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» предписывает организовывать содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), а для инвалидов – с учетом индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).

Статус ребенка с ОВЗ дает только психолого-медико-педагогическая комиссия.

Чтобы получить статус ребенка с ОВЗ, необходимо получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Специалисты ПМПК определят какие условия для получения образования нужны Вашему ребенку.     
К специальным условиям относятся:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • предоставление услуг тьютора;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий логопеда, психолога, дефектолога;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В первую очередь на ПМПК определяют программу обучения ребенка. Дети с ОВЗ обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП).
АООП – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Такая программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС на основании Примерной адаптированной основной образовательной программы (ПрАООП) в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. Все АООП для обучающихся с ОВЗ выставлены на сайте fgosreestr.ru. В соответствии с АООП образовательной организацией подбираются специальные учебники и учебные пособия (бесплатно для родителей), методы обучения и воспитания.
Технические средства обучения и воспитания подбираются как в соответствии с АООП, так и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и (или) абилитации ребенка-инвалида.
Предоставление услуг ассистента и тьютора предоставляются по заключению ПМПК. Однако, если в заключении эти услуги не прописаны, то родители имеют право обратиться в психолого-педагогический консилиум (ППк) образовательного учреждения. По Положению о психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждений (утв. распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019г. № Р-93) рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:

  • разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
  • разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
  • адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
  • предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в организации/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе;
  • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации.

Кроме этого, рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:

  • дополнительный выходной день;
  • организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня/снижение двигательной нагрузки;
  • предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
  • снижение объема задаваемой на дом работы;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации.

В заключении ПМПК прописаны основные направления коррекционной работы педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Это значит, что указанные в заключении специалисты должны брать ребенка на индивидуальные или групповые занятия. Если таких специалистов нет в образовательной организации, то занятия могут проводиться через сетевое взаимодействие с использованием компьютерной техники. Администрация образовательной организации должна обеспечить проведение занятий, если они указаны в заключении ПМПК., через заключение договора с организацией, где есть указанные специалисты.
Для детей, имеющих двигательные нарушения, любая образовательная организация должна обеспечить доступ в здание через пандусы или подъемные устройства.
В настоящее время в школе, учреждении профобразования для детей с ОВЗ предоставляется бесплатное питание.

Быкова Марина Борисовна,
заведующий центральной психолого-медико-педагогической комиссии
Алтайского краевого центра ППМС-помощи