Определение специальных образовательных условий (СОУ) по программе профессионального образования
11.03.2023
По Положению о психолого-медико-педагогической комиссии (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013г. № 1082) комиссия создается в целях «… проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания». Таким образом, обычно на ПМПК обращаются дети дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для определения специальных образовательных условий (СОУ), которые затем будут реализованы в образовательной организации, где дети будут учиться. Далее обучающиеся с ОВЗ, закончив школу, поступали в учреждения профессионального образования и теряли статус ребенка «с ОВЗ».
Но, как показывает практика, особые образовательные потребности лиц с ОВЗ продолжают сохраняться и на этапе освоения ими профессии/специальности. Для части из них необходимо создание в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования специальных образовательных условий, включающих специальные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среду жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение ими общеобразовательных и профессиональных образовательных программ. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Благодаря последним документам Министерства просвещения РФ, в частности письму «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» №ДГ-1342/07 от 31.08.2020, положение о пролонгации статуса «обучающегося с ОВЗ» на этапе получения профессионального образования получило подтверждение.
В настоящее время ПМПК может обследовать лиц старше 18 лет для определения их образовательного маршрута. Таким образом, обучающиеся с ОВЗ, закончив школу, могут обратиться на ПМПК для подтверждения статуса «обучающегося с ОВЗ» и получения заключения ПМПК с указанием той адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, которая подходит под категорию обучающегося, которая крайне неоднородна по своему составу, а, следовательно, нуждается в максимальной индивидуализации форм, методов, средств и содержания обучения.
Оценить реальную потребность молодежного контингента инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональном образовании достаточно трудно по нескольким причинам, основная из которых – здоровье. У обучающихся с ОВЗ состояние здоровья накладывает существенные ограничения на выбор сферы трудовой деятельности и, следовательно, профессии, а подчас и уровня профессионального образования.
В заключении ПМПК для обучающегося в системе профессионального образования указываются:
- Адаптированная программа;
- Безбарьерная архитектурная среда: требуется/не требуется;
- Специальные технические средства обучения: требуется/не требуется
- Направления коррекционной работы учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога;
- Рекомендации по медицинскому сопровождению.
Ниже в таблице указаны какие специальные условия могут быть рекомендованы ПМПК для разных категорий обучающихся.
Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и условием их интеграции в общество.
Составитель: Кононова Нина Сергеевна,
педагог-психолог ЦПМПК Алтайского краевого центра ППМС-помощи
Таблица
Специальные условия обучающемуся в системе СПО
Название программы | Безбарьерная архитектурная среда | Специальные технические условия | Направления коррекционной работы учителя-дефектолога | Направления коррекционной работы педагога-психолога | Направления коррекционной работы социального педагога |
АОП СПО для глухих обучающихся | Не требуется | Требуется | Помощь в усвоении основных общеобразовательных, профессиональных, специальных дисциплин, дополнительная прикладная подготовка |
Формирование качеств социально-активной и профессионально-компетентной личности, социально-психологическая адаптация в учебно-профессиональной деятельности. Коррекция эмоционального состояния. |
Для детей с нарушениями поведения: Профилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения. Повышение уровня правовой грамотности |
АОП СПО для слабослышащих обучающихся | Не требуется | Требуется | Помощь в усвоении основных общеобразовательных, профессиональных, специальных дисциплин, дополнительная прикладная подготовка |
Формирование качеств социально-активной и профессионально-компетентной личности, социально-психологическая адаптация в учебно-профессиональной деятельности Коррекция эмоционального состояния |
Для детей с нарушениями поведения: Профилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения. Повышение уровня правовой грамотности |
АОП СПО для слепых обучающихся | Требуется | Требуется | Помощь в усвоении основных общеобразовательных, профессиональных, специальных дисциплин, дополнительная прикладная подготовка |
Формирование качеств социально-активной и профессионально-компетентной личности, социально-психологическая адаптация в учебно-профессиональной деятельности Коррекция эмоционального состояния |
Для детей с нарушениями поведения: Профилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения. Повышение уровня правовой грамотности |
АОП СПО для слабовидящих обучающихся | Требуется | Требуется | Помощь в усвоении основных общеобразовательных, профессиональных, специальных дисциплин, дополнительная прикладная подготовка |
Формирование качеств социально-активной и профессионально-компетентной личности, социально-психологическая адаптация в учебно-профессиональной деятельности Коррекция эмоционального состояния |
Для детей с нарушениями поведения: Профилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения. Повышение уровня правовой грамотности |
АОП СПО для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата | Требуется | Требуется | Помощь в усвоении основных общеобразовательных, профессиональных, специальных дисциплин, дополнительная прикладная подготовка |
Формирование качеств социально-активной и профессионально-компетентной личности, социально-психологическая адаптация в учебно-профессиональной деятельности Коррекция эмоционального состояния |
Для детей с нарушениями поведения: Профилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения. Повышение уровня правовой грамотности |
АОП СПО для обучающихся с расстройством аутистического спектра | Не требуется | Не требуется | Помощь в усвоении основных общеобразовательных, профессиональных, специальных дисциплин, дополнительная прикладная подготовка |
Формирование качеств социально-активной и профессионально-компетентной личности, социально-психологическая адаптация в учебно-профессиональной деятельности Коррекция эмоционального состояния |
Профилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения. Повышение уровня правовой грамотности |
АОП СПО – программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих для обучающихся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости) | Не требуется | Не требуется |
Формирование качеств социально-активной и профессионально-компетентной личности, социально-психологическая адаптация в учебно-профессиональной деятельности Коррекция эмоционального состояния |
Для детей с нарушениями поведения: Профилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения. Повышение уровня правовой грамотности |
|
Основная общеобразовательная программа | Не требуется | Не требуется |
Формирование качеств социально-активной и профессионально-компетентной личности, социально-психологическая адаптация в учебно-профессиональной деятельности Коррекция эмоционального состояния |
Для детей с нарушениями поведения: Профилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения. Повышение уровня правовой грамотности |