Определение специальных условий при проведении ГИА для обучающихся с нарушением слуха (в том числе с КИ)
11.03.2023
Обучающиеся с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, с кохлеарным имплантом) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Участники государственной итоговой аттестации (ГИА) с ОВЗ, инвалиды сдают государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Обучающиеся с кохлеарным имплантом относятся к категории слабослышащих обучающихся. Статус ребенка с ОВЗ подтверждается наличием заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о создании специальных условий обучения, в котором указана адаптированная основная общеобразовательная программа для слабослышащих (или глухих) детей.
Для того, чтобы определить специальные условия при проведении ГИА, выпускникам необходимо обратиться в ПМПК для получения заключения, в котором будут указаны специальные условия сдачи экзаменов. А именно:
Продолжительность экзамена для обучающихся с нарушением слуха увеличивается на 1,5 часа. В продолжительность выполнения экзаменационной работы по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, выдачу экзаменационных материалов, заполнение регистрационного бланка). При продолжительности выполнения экзаменационной работы более 4 часов организуется питание обучающихся.
Обучающиеся имеют право выбрать сдачу экзаменов по 2 обязательным предметам: математика и русский язык. При желании могут сдавать все 4 экзамена.
Глухие обучающиеся могут выбрать изложение с творческим заданием (500-е номера вариантов) или сочинение (200-е номера).
Слабослышащие или позднооглохшие обучающиеся могут выбрать изложение с творческим заданием или сочинение (100-ые или 400-ые номера вариантов).
Экзаменационные материалы имеют ряд особенностей: допускаются сюжетные тексты, адаптированные с учетом категории экзаменуемых; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям. Комплект тем сочинений содержит 4 темы разной проблематики, инструкции для обучающегося. ГВЭ по русскому языку в форме изложения предполагает написание сжатого изложения по прослушанному тексту, творческое задание. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Предложенный для изложения текст читается организатором 3 раза. Участникам с нарушением слуха после второго чтения текста предоставляется текст изложения для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с черновиками, выписывая ключевые слова, составляя план изложения. При желании обучающегося обеспечивается сурдоперевод текста изложения.
Для обучающихся с нарушением слуха аудитория для проведения экзамена оборудуется звукоусиливающей аппаратурой, как коллективного, так и индивидуального пользования. Наряду с этим обучающийся может пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами. При необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик. В его обязанности входит осуществление сурдоперевода на всех этапах экзамена, в том числе при устном разъяснении процедурных особенностей его проведения, устном предъявлении текста изложения, творческого задания. Творческое задание может быть записано на доске или распечатано для каждого обучающегося. При необходимости на доске записываются термины, имена собственные, архаизмы, даты, упомянутые в тексте.
Для примера укажем особенности организации пункта проведения ГИА для участников с нарушением слуха.
Для глухих обучающихся – количество участников ГИА в аудитории – не более 6 человек. Для слабослышащих обучающихся – не более 10 человек. Аудитория оборудуется звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Присутствует ассистент-сурдопереводчик, который при необходимости осуществляет жестовый перевод и разъяснение непонятных слов. Для обучающихся предоставляется текстовая форма инструкции по заполнению бланков.
Составитель: Быкова Марина Борисовна,
заведующий центральной ПМПК