Назад

Определение специальных условий при проведении ГИА для обучающихся с РАС

11.03.2023

Под термином «аутизм» понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой».
Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает негативное влияние на все психическое развитие ребенка.
В таких случаях говорят о синдроме РДА (ранний детский аутизм), который считают клинической моделью особого – искаженного – варианта нарушения психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие – патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса опережает праксис (при нормальном психическом развитии – наоборот), а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи. В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для установления диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми; в такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности.

РДА или аутистические черты личности – все это объединяется термином РАС – расстройство аутистического спектра.

Интеллектуальное развитие детей с аутизмом характеризуется неравномерностью, парциальностью развития. Аутистическая отгороженность ребенка от окружающего, аутистический барьер лишают развивающуюся психику необходимого притока сенсорной, аффективной, когнитивной информации. Правильная и своевременная коррекция аутизма становится в этом случае условием интеллектуального прогресса. Очень важно вовремя обратиться в ПМПК за определением адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для обучающихся с РАС. Тогда ребенок приобретет статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дает ему право на определенные льготы при проведении государственной итоговой аттестации (ГИА).
ГИА проводится в условиях, учитывающих состояние здоровья ребенка с РАС, особенности его психофизического развития. Специальные условия при проведении государственной итоговой аттестации организуются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), справки МСЭ об установлении инвалидности, справки об индивидуальном обучении на дому.
Для того, чтобы определить специальные условия для проведения ГИА, необходимо, чтобы ребенок учился по адаптированной основной общеобразовательной программе, в данном случае по АООП для обучающихся с РАС.
ГИА проводится:
а) в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой̆ комплексы заданий стандартизированной̆ формы (далее - КИМ);
б) в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.
Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов, ГИА по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам: математике и русскому языку.
Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся-инвалидов допускается сочетание форм проведения ГИА (ОГЭ и ГВЭ) по их желанию.

Для выпускников – обучающихся с РАС - создаются следующие условия проведения ГИА:

  • проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме (по желанию);
  • беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях;
  • увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа, увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут; продолжительность ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут (ГИА-11);
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.

Для участников с РАС организуется отдельное рабочее место для подготовки к ответу.
Для обучающихся с РАС предлагается диктант с особыми критериями оценивания (700-ые номера вариантов).
Пункт приема экзамена (ППЭ) может быть организован в образовательной организации, на дому, в медицинской организации.
Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГИА с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:

  • помощь в занятии рабочего места;
  • вызов медперсонала;
  • помощь в общении с сотрудниками ППЭ;
  • помощь при оформлении регистрационных полей бланка регистрации, бланка ответов.

Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГИА, штатный сотрудник ОО, в которой он обучается. Ассистентом выпускника прошлых лет может быть назначен прикрепленный к инвалиду социальный работник. Для сопровождения участников ГИА запрещается назначать учителя-предметника по учебному предмету, по которому проводится ГИА в данный день.
Итак, чтобы специальные условия по проведению ГИА были созданы, необходимо получить заключение ПМПК о создании специальных условий для получения образования, в том числе об обучении по АООП для обучающихся с РАС. Только в этом случае будут определены специальные условия при проведении ГИА для обучающихся с РАС.

Составитель: Быкова Марина Борисовна,
заведующая ЦПМПК Алтайского краевого центра ППМС-помощи