Назад

Определение специальных условий при проведении ГИА обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата

11.03.2023

Обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Участники государственной итоговой аттестации (ГИА) с ОВЗ, инвалиды сдают государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Статус ребенка с ОВЗ подтверждается наличием заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о создании специальных условий обучения на уровне основного общего образования, в котором указана адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Для того, чтобы определить специальные условия при проведении ГИА, выпускникам необходимо обратиться в ПМПК для получения заключения, в котором будут указаны специальные условия сдачи экзаменов. А именно:

Продолжительность экзамена для обучающихся с НОДА увеличивается на 1,5 часа. В продолжительность выполнения экзаменационной работы по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, выдачу экзаменационных материалов, заполнение регистрационного бланка). При продолжительности выполнения экзаменационной работы более 4 часов организуется питание обучающихся.

Обучающиеся имеют право выбрать сдачу экзаменов по 2 обязательным предметам: математика и русский язык. При желании могут сдавать все 4 экзамена. Обучающиеся с НОДА по русскому языку могут выбрать изложение с творческим заданием или сочинение (100-ые или 400-ые номера вариантов). Обучающиеся с НОДА с учетом психофизических особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) могут выбрать изложение с творческим заданием (500-е номера вариантов) или сочинение (200-е номера). Экзаменационные материалы имеют ряд особенностей: допускаются сюжетные тексты, адаптированные с учетом категории экзаменуемых; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям. Комплект тем сочинений содержит 4 темы разной проблематики, инструкции для обучающегося. ГВЭ по русскому языку в форме изложения предполагает написание сжатого изложения по прослушанному тексту, творческое задание. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Предложенный для изложения текст читается организатором 3 раза. В это время участники могут работать с черновиками, выписывая ключевые слова, составляя план изложения.

Если ребенок не может выполнять письменные работы, то рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету. При выполнении экзаменационной работы на компьютере ассистент распечатывает ответы участника экзамена и переносит информацию на бланки ОГЭ (ЕГЭ). Ассистентом может быть определен работник образовательной организации, социальный работник, а также, в исключительных случаях – родитель участника экзамена. Ассистент в соответствии с заключением ПМПК оформляет регистрационные поля бланков экзаменационной работы и переносит ответы участника экзамена в экзаменационные бланки.

Если выпускник обучается на дому, то ППЭ может быть организован на дому. Для этого необходимо оформить справку врачебной комиссии (ВК) соответствующего медицинского учреждения об индивидуальном обучении на дому, в которой указаны сроки, покрывающие сдачу экзаменов. В заключении ПМПК должно быть указано, что организация ППЭ: на дому.

Для примера укажем особенности организации пункта проведения ГИА для участников с нарушением НОДА.

Для обучающихся с НОДА – количество участников ГИА в аудитории – не более 10 человек. Аудитория в пункте приема экзамена (ППЭ) должна находится на первом этаже. ППЭ должен быть оборудован пандусами и поручнями, предусматриваются специальные кресла, медицинские лежаки – для детей, которые не могут долго сидеть. В туалетных помещениях – расширенные дверные проемы. Присутствует ассистент, который при необходимости оказывает помощь в сопровождении участников экзамена с ограниченной мобильностью (помогает сменить положение в коляске, кресле, фиксировать положение в кресле, укрепить и поправить протезы и др.