Ребенок с заиканием: нужны ли ему специальные условия для получения образования и проведения ГИА
11.03.2023
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Выделяют тоническую и клоническую, и смешанную формы заикания. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет ребенку сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.
Выделяют невротическое и неврозоподобное заикание. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).
Различают три степени заикания: легкая – заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться; средняя – в спокойном состоянии говорят легко и мало заикаются, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; тяжелая – заикаются в течение всей речи постоянно, большинство помогают себе уловками, сопутствующими движениями.
При пении и в шепотной речи заикание ослабевает или вообще отсутствует.
Заикание проявляется по-разному в зависимости от степени самостоятельности речи. Сопряженная речь: заикающийся хором со взрослым произносит слова или фразы. Степень самостоятельности минимальная, поэтому заикание может и не проявляться. Отраженная речь: заикающийся повторяет фразы вслед за взрослым. Здесь он использует чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию. Это тоже обычно доступная форма речи. Заикание начинает в полную силу проявляться при ответах на вопросы, пересказе, рассказах, при самостоятельной речи.
Таким образом, заикание проявляется в устной речи и специальные условия создаются для заикающихся обучающихся в процессе работ, требующих устной речи. С 2019 года в 9 классе ввели итоговое собеседование по русскому языку, которое рассматривается как условие допуска к ГИА. Итоговое собеседование оценивается как зачет/незачет. Для получения зачета выпускникам необходимо выполнить следующие типы заданий:
- чтение текста вслух;
- пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
- монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
- диалог с экзаменатором-собеседником.
На выполнение работы будет дано 15 минут, на подготовку - 1 минута. Задание будет оцениваться экзаменатором непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Очевидно, что выпускникам с заиканием будет сложно выполнить задание в отведенное время. Но они могут воспользоваться правом на создание особых условий с учетом имеющихся ограничений и особенностей.
Порядком проведения ГИА устанавливается, что для участников с ограниченными возможностями здоровья должны быть организованы условия проведения экзаменов, которые учитывают состояние здоровья, особенности психофизического развития учащихся. В данном случае ребенку с заиканием время для проведения итоговой аттестации по русскому языку увеличивается до 30 минут.
Обращаем ваше внимание на формулировку «участник с ограниченными возможностями здоровья».
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Таким образом, чтобы получить статус «обучающегося с ограниченными возможностями здоровья» необходимо обратиться на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Получить соответствующее заключение с указанием адаптированной основной общеобразовательной программы, в данном случае для детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП). В данном заключении будут указаны и другие специальные условия получения образования: основные направления работы педагога-психолога, учителя-логопеда; специальные учебные пособия и др.
Для того, чтобы воспользоваться своим правом на создание особых условий проведения экзамена, обучающийся с заиканием, имея статус обучающегося с ОВЗ, должен пройти ПМПК в 9 классе и получить рекомендации о создании условий при проведении ГИА, учитывающие состояние здоровья и особенности психофизического развития. Копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) нужно предоставить в школу, где будет проходить устная часть экзамена вместе с заявлением о создании соответствующих условий.
Обучающийся с заиканием относится к категории лиц с тяжелыми нарушениями речи. Родителям необходимо обратить внимание на своевременность получения заключения ПМПК о создании образовательных условий ребенка с заиканием как обучающегося с ОВЗ. Такое заключение дается на определенный срок:
- уровень начального общего образования;
- уровень основного общего образования;
- уровень среднего общего образования.
Практика показывает, что детям со средней и тяжелой степенью заикания необходимы специальные условия, как при получении образования, так и при проведении ГИА.
Составитель: Быкова Марина Борисовна,
зав. ЦПМПК, КГБУ АКЦ ППМС-помощи