Назад

Создание условий при проведении ГИА для выпускников 9-11 классов

11.03.2023

Проведение экзаменов для выпускников 9-11 классов следующих категорий обучающихся:

  • дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

  • обучающиеся на дому;
  • обучающиеся в медицинской организации

гиа.png

организуются в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития. Специальные условия при проведении государственной итоговой аттестации организуются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), справки МСЭ об установлении инвалидности, справки об индивидуальном обучении на дому, справки медицинской организации для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении.

ГИА проводится:
а) в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой̆ комплексы заданий стандартизированной̆ формы (далее - КИМ);
б) в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.

ГИА в форме ОГЭ включает в себя четыре экзамена по следующим учебным предметам: экзамены по русскому языку и математике (далее - обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося - по двум другим учебным предметам. Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам.  

Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся-инвалидов допускается сочетание форм проведения ГИА (ОГЭ и ГВЭ) по их желанию. Для этой категории выпускников создаются следующие условия проведения ГИА:

  • проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;  
  • беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);  
  •  увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа, увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут; продолжительность ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут (ГИА-11);
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена

Для участников с ОВЗ организуется отдельное рабочее место для подготовки к ответу.
Участники ГИА могут взять с собой на отведенное место в аудитории медицинские приборы и препараты, показанные для экстренной помощи (наличие медицинского документа, рекомендаций ПМПК), а также необходимое техническое оборудование для выполнения заданий (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, лупа или иное увеличительное устройство, специальные чертежные инструменты и др.).
Обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата и речи, тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей могут выполнять письменную работу на компьютере.
При проведении ГВЭ могут присутствовать ассистенты, оказывающие участникам ГВЭ с ОВЗ необходимую техническую помощь (сурдоперевод, помощь в занятии рабочего места, передвижении) с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Для глухих и слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Нужны те условия для использования остаточного слуха, которые комфортны обучающимся в связи с их специфическими техническими ресурсами и опытом их эксплуатации обучающимися. Это могут быть аппаратура для фронтального пользования, привычная обучающимся, или их собственные индивидуальные слуховые аппараты. При необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик. В обязанности ассистента-сурдопереводчика входит осуществление сурдоперевода на всех этапах экзамена, в том числе при устном разъяснении процедурных особенностей его проведения, устном предъявлении организатором текста изложения для всех экзаменуемых (осуществление одновременного сурдоперевода), при необходимости уточнение с помощью сурдоперевода творческого задания и др.
При проведении экзамена для слепых обучающихся предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер без выхода в сеть «Интернет» (при необходимости), а также информации по сдаваемому учебному предмету.
Для проведения экзамена для слабовидящих обучающихся экзаменационные материалы предоставляются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.

Особенности экзаменационных материалов (ЭМ) ГВЭ (письменная форма):

Участникам ГВЭ без ОВЗ (дети-инвалиды) предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение (100-ые номера вариантов ЭМ) или изложение с творческим заданием (400-ые номера вариантов ЭМ).
Участники ГВЭ с ОВЗ:
Обучающимся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение (100-ые и 400-ые номера вариантов).
Слепым обучающимся, слабовидящим и поздноослепшим обучающимся, владеющим шрифтом Брайля предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: изложение (сжатое) с творческим заданием (600-ые номера вариантов) или сочинение (300-ые и 600-ые номера вариантов). ЭМ аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но в текстах сведены к минимуму визуальные образы. ЭМ переведены на шрифт Брайля.
Глухие обучающиеся, участники ГИА с ЗПР, обучающиеся по адаптированным основным образовательным программам, с ТНР могут выбрать изложение (сжатое или подробное по выбору выпускника) с творческим заданием (500-ые номера вариантов) или сочинение (200-ые номера вариантов). ЭМ имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной категории участников с ОВЗ. При желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается сурдоперевод текста изложения.
Для обучающихся с РАС предлагается диктант с особыми критериями оценивания (700-ые номера вариантов).

Организация пункта приема экзамена (ППЭ):

ППЭ может быть организован в образовательной организации, на дому, в медицинской организации.
Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГИА с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:

  • содействие в перемещении; оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
  • вызов медперсонала;
  • помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод - для глухих);
  • помощь при чтении заданий;
  • помощь при оформлении регистрационных полей бланка регистрации, бланка ответов.

Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГИА, штатный сотрудник ОО, в которой он обучается. Ассистентом выпускника прошлых лет может быть назначен прикрепленный к инвалиду социальный работник. Для сопровождения участников ГИА запрещается назначать учителя-предметника по учебному предмету, по которому проводится ГИА в данный день (на экзамены по русскому языку и математике допускаются ассистент сурдопедагог - для глухих участников экзамена, ассистент-тифлопедагог - для слепых участников экзамена).

Итак, чтобы специальные условия по проведению ГИА были созданы, необходимо получить заключение ПМПК.
Задачи, стоящие перед ПМПК в части ГИА:

  • комплексная диагностика психофизических особенностей развития и возможностей обучающихся с целью определения необходимости создания условий при проведении ГИА;
  • · подбор условий при проведении ГИА, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития, возможности обучающихся.

Родитель (законный представитель) предъявляет на ПМПК в соответствии с пунктом 15 Положения о ПМПК документ, удостоверяющий его личность, а также документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка; заполняет согласие на обработку персональных данных своих и обследуемого ребенка, а также заявление об обследовании. Если обучающийся является совершеннолетним, он сам вправе заполнить заявление на проведение обследования и согласие на обработку данных. Для проведения обследования на ПМПК и получения заключения о создании условий при проведении ГИА необходимо предъявить пакет документов в соответствии с Положением о ПМПК.

Определение необходимости создания условий при сдаче ГИА.

При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии и поведении обучающемуся выдается заключение о том, что он не нуждается в создании условий при проведении ГИА. При выводе о наличии особенностей в физическом и (или) психическом развитии и поведении, затрудняющих сдачу ГИА на общих основаниях и подтвержденных медицинскими и педагогическими документами, обучающемуся рекомендуется создание условий при проведении ГИА с учетом индивидуальных особенностей.

Составитель: Быкова Марина Борисовна,
заведующий ЦПМПК Алтайского краевого центра ППМС-помощи