Назад

Что делать при «провале» подростка на экзаменах?

03.02.2023

111.jpg

Вот и закончилась школьная экзаменационная пора и получены заветные оценки. Но порой случается так, что результат может оказаться совсем не тот, которого ожидаете вы и ваш ребенок.

Процесс сдачи экзаменов сам по себе вызывает тревогу и волнение у любого ребенка, и даже самая тщательная подготовка и усердный труд не всегда гарантируют отличной сдачи ОГЭ или ЕГЭ.

Эмоциональное состояние (страх, тревога, отчаяние, уныние) ребенка при получении отрицательной оценки многократно усиливается отношением к ней родителей. Многие подростки боятся даже представить, как им придется сообщать папе или маме о нежелательных баллах. Зачастую, опасаясь гнева родителей, подростки находят выход из сложившейся ситуации в уходе из жизни. В связи этим, родителям нужно быть очень чуткими по отношению к эмоциональному состоянию своего ребенка.

 222.jpg

Станет ли «провал» на экзамене для ребенка трагедией или просто неудачной попыткой в максимальной степени зависит от поведения родителей, от того как они отреагируют на ситуацию сами и как помогут ребенку справиться со стрессом.

Чего следует избегать:

·      Не стоит читать нотации

Даже, если вам сильно захочется это сделать, помните, никакой пользы это не принесет. Ваш ребенок наверняка и сам прекрасно понимает, что нужно было готовиться, и вообще учиться получше, что теперь ему придется пересдавать или оставаться на второй год, что у него будут проблемы с поступлением при таком уровне знаний. Он просто закроется от вас или утвердится в своих мыслях о том, что он неудачник, если услышит что-то подобное.

·      Преувеличивать или игнорировать проблему.

Не надо раздувать из проваленных экзаменов катастрофу, но и вести себя так, словно ничего не произошло, тоже не стоит. Это неприятное событие, и это нормально – расстроиться в ответ на него. Позволить и себе, и ребенку испытать эти эмоции, но не купаться в них, как в бассейне, а идти дальше.

·      Отмахиваться/уходить от разговора.

Дети подросткового возраста начинают сепарироваться от взрослых и часто ведут себя так, как будто они им не нужны. На самом деле им важно, чтобы вы их слушали и слышали. Откровенно говоря, провал на ОГЭ (если он произошел из-за низкого уровня знаний) свидетельствует о том, что школьник запускал учебу очень долго. У такого поведения не может не быть причин. Возможно, слушая ребенка, поддерживая его и помогая ему разобраться со своими переживаниями, вы поможете ему изменить отношение к учебе в принципе.

Как правильно следует себя вести:

       Шаг 1. В первую очередь родителям нужно совладать с собственными эмоциями. Чтобы принимать решения, взрослым просто необходимо успокоиться, «выдохнуть», ведь то, что произошло, это не конец света, и не катастрофа.

Каким бы сильным ни было ваше разочарование, вспомните, что одна неудача не перечёркивает шансы ребёнка на будущее поступление, карьеру и счастливую жизнь. Чтобы справиться с переживаниями и вернуться в эмоционально стабильное состояние, обсудите ситуацию с близкими, друзьями, займитесь любимым делом, спортом, это поможет «перезагрузиться». Помните, что все усилия были не зря, даже если ребёнок не сдал экзамен.

      Шаг 2. Дать ребенку возможность выплеснуть эмоции: поплакать, пожалеть себя или позлиться. Подскажите, как сделать это безопасно и конструктивно (изорвать старые ненужные обои или газеты, полупить подушку, покричать в коробку, побегать и т.п.) Покажите, что вы понимаете его чувства: назовите эмоции, которые он испытывает сейчас, скажите, что нормальное состояние. Помогите успокоится, если он не может этого сделать сам.

          Шаг 3. Также, необходимо поддержать ребенка. При неудачном результате на экзамене ни в коем случае не стоит давить на ребёнка, стыдить его и тем более наказывать. Он всё равно готовился и старался, но ему не хватило сил, навыков или мотивации, чтобы усилия были успешными. Задача взрослых в такой момент -помочь детям разобраться, как исправить ситуацию. Объясните ребенку, что экзамен – это промежуточный жизненный этап. Просто одна из неприятностей. Поделитесь своим опытом, расскажите, как вы преодолеваете препятствия.

Так как неуспех на экзамене является фактором риска, провоцирующим подростка на совершение суицида, родителям очень важно в этот период пристально следить за изменениями в его эмоциональном состоянии, поведении и высказываниях, чтобы предотвратить беду.

      Шаг 4. Обсудить причины провала. Когда острая стадия пройдёт, необходимо поговорить с подростком о его неудаче, вместе подумать над её причинами, сделать выводы о том, как справиться с этой задачей в следующий раз.

Основными причинами неудачи на экзаменах является: недостаток знаний, низкая мотивация или выгорание. Проанализируйте, что явилось причиной в вашем конкретном случае. При повторной сдаче ЕГЭ все эти проблемы нужно учесть и скорректировать. Чтобы добиваться успехов на экзаменах, необходимо учиться навыкам стрессоустойчивости и тайм-менеджмента, быть мотивированным на успех и соблюдать баланс между учёбой и отдыхом.

       Шаг 5. Спланировать дальнейшие действия. Поговорите с ребенком о том, как вместе будете реализовывать запасной план: повторное обучение, повторная сдача экзамена, или еще что-то.

444.jpg

Очень важно не навязывать ребенку собственных эмоциональных реакций.

Помните, каждый подросток будет переживать неудачу по-своему. Кто-то примется за самообвинения, кто-то будет плакать или отчаиваться, кто-то обвинять окружающих, а кто-то будет развлекаться как ни в чем не бывало. 

И даже если реакция подростка кажется вам неправильной или непонятной, позвольте ему быть собой.

Все, что вам нужно сделать - это предложить свою помощь и быть доступным диалогу. Покажите, что вы готовы разговаривать не только о планах, но и о его переживаниях.

Он обязательно раскроется вам, если будет понимать, что это безопасно и он не подвергнется жестокой критике.

Целесообразно везде находить положительные моменты и уметь сконцентрироваться на них. Это может успокоить, помочь сориентироваться и в итоге найти подходящее решение.

Важно не поддаваться своим эмоциям, гораздо лучше попробовать снизить значимость проблемной ситуации для себя и ребенка. Например, вы можете сказать: «Ничего ужасного не случилось! Наиболее важно для меня благополучие нашей семьи и здоровье моего ребенка! Безвыходных ситуаций не бывает! Вместе мы точно справимся!».

И помните, что проблемы с учебой в школе были у многих ныне успешных людей. Но в то же время все они приложили немало усилий, чтобы добиться успеха - в любой неудаче заложен большой потенциал для последующих побед.

 

Педагог-психолог АКЦ ППМС-помощи

Сартакова А.В.