Назад

Обучение навыкам опрятности детей с ОВЗ

01.05.2021

 

Овладение навыками повседневной жизни - очень важная часть в развитии ребёнка. Необходимо прививать эти навыки с раннего возраста. Именно возраст до 3-х лет выступает сензитивным периодом для обучения основным навыкам самообслуживания: одевание, прием пищи, пользование туалетом.

В первую очередь необходимо определить приоритетный в данный момент навык, которому хотите научить ребёнка. Например, нужно научить ребенка держать ложку и принимать пищу. После того, как определили навык, к обучению приступайте постепенно. Не спешите, и не требуйте быстрой адекватной реакции от ребёнка. Дайте время для того чтобы ребёнок привыкал и понимал, что от него хотят.

При обучении навыкам повседневной жизни:

планируйте и проявляйте последовательность;

используйте метод прямых и обратных цепочек (постепенное снижение уровня поддержки);

проявляйте терпение.

Прежде чем начинать обучать ребёнка какому-либо навыку, сначала проделайте все действия сами.

Постройте цепочку действий, определяя их последовательность. На таком подходе построен метод прямой или обратной цепочки обучения.

Прямая цепочка: Вы помогаете ребёнку сделать самое первое действие, все остальные действия делаете сами. При этом каждый раз Вы уменьшаете уровень помощи. Например,

первый раз Вы удерживаете руку ребенка с ложкой полностью, охватив своими ладонями. В следующий раз Вы держите его кисть, затем локоть. Далее, уменьшая помощь, используете только жестовую подсказку пальчиком, а ребёнок выполняет необходимое действие самостоятельно.

Таким образом, как только ребенок научился делать первое действие, Вы учите ребенка выполнять первое и второе. Затем третье, последующее действие, пока он постепенно не научиться самостоятельно выполнять весь навык целиком.

Обратная цепочка: Вы проделываете всю последовательность действий, и последнее движение помогаете сделать ребёнку.

Когда ребёнок научился делать последнее действие, Вы даёте ему возможность сделать два последних действия, затем три и т.д. Всегда помните, что помощь взрослого постепенно уменьшается.

 

Рассмотрим два основных навыка: прием пищи и пользование туалетом.

Для формирования навыка самостоятельного пользования туалетом понадобится большое количество времени. В онтогенезе (индивидуальное развитие организма) дети начинают проситься в туалет в 18 месяцев (1,5 года). Чтобы ребёнок понял, что хочет в туалет, он должен чувствовать внутренний сигнал своего организма. Для этого он должен достичь определённой физической и умственной зрелости.

При обучении туалету, используйте «Визуальное расписание». В сети «Интернет» предложено много вариантов «Визуального расписания». Вы можете подобрать вариант, который будет доступен Вашему ребенку.

 

Пример Визуального расписания:


 

Для того, чтобы научить ребёнка ходить в туалет, сначала следует провести хронометраж для того, чтобы понять, сколько времени может терпеть ребёнок между походами в туалет.

Для этого нужно снять памперс на целый день. В течение трех дней Вы проводите наблюдение за ребенком и

отмечаете в таблице точное время, когда ребенок мочился;

определяете среднее время, которое выдерживает ребенок между «походами в туалет». Например, ребёнок мочится каждые 1,5 часа.

 

После того как определено среднее время, Вы начинаете показывать ребёнку карточку «Визуального расписания» - «Туалет» и говорите: «Время идти в туалет» и ведете ребёнка на одну-две минуты раньше обозначенного времени.

Если ребёнок помочился в горшке или в унитазе Вы его поощряете (хвалите, целуете, хлопаете в ладоши, поете песни, танцуете и т.д.). Можно использовать пищевые или другие поощрения.

Есть ситуации, когда ребенок отказывается испражняться сидя. Есть дети, которые это делают стоя, и отказываются снимать нижнее белье. В таком случае нужно показывать, как это делают братья и сестры. Если ребёнок сидит на унитазе и отказывается испражняться, то можно дать ему игрушку для отвлечения, или мыльные пузыри надувать шарики и т.д. Это даёт возможность расслабить соответствующие мышцы.

 

Подсказки, как можно приучить ребёнка к туалету:

  • Учите садиться ребенка на унитаз просто так, 6 раз в день. Начните с минимума, например, посидите 1 минуту, затем 2 минуты и т.д. Таким образом время сидения на унитазе продлеваем до 10 минут. Использование таймера даст хороший результат. Ребёнок будет знать сколько времени ему надо сидеть.

  • Понаблюдайте в течение 3-ех «типичных» дней за тем, как ребенок справляет свою нужду. Чтобы правильно внести походы в туалет в распорядок дня, отследите, как много времени проходит с того момента, как ребенок пьет или ест, до того момента, когда он мочится. Чаще проверяйте его подгузники (например, каждые 15 минут), это поможет вам запланировать, в какое время лучше водить его в туалет.
  • Примите во внимание режим питания ребенка. Изменения в рационе питания, например, большее употребление клетчатки или жидкости, может помочь ему почувствовать желание сходить в туалет.

  • Покажите карточку «Визуального расписания» и говорите: «Время идти в туалет». Не спрашивайте и не уговаривайте, просто ведите.

  • Обязательно используйте визуальное расписание и включите поход в туалет в расписание. 
  • Каждый раз, когда идете в туалет используйте одни и те же слова, знаки или карточку. Таким образом ребёнок научится понимать, чего от него хотят.

      

  •  Используйте наглядное визуальное расписание. Картинки, демонстрирующие каждый из шагов процедуры похода в туалет, могут помочь ребенку изучить данную процедуру и знать, что произойдет дальше. Во время походов в туалет показывайте ему это визуальное расписание по мере прохождения этой процедуры.
  • Внесите небольшие изменения в повседневную жизнь. Оденьте на ребенка такую одежду, которая очень легко снимается. Переодевайте ребенка каждый раз, когда его подгузники намокают. Меняйте подгузники в ванной комнате или в непосредственной близости от нее.
  • Вовлекайте ребенка в процесс гигиены. Например, попросите его выбросить содержимое подгузника в туалет, если это возможно. Это может помочь ему понять, что содержимое подгузника должно отправляться в унитаз. Затем попросите смыть бочок и помыть руки после каждого похода в туалет.


   

  • Убедитесь в том, что походы в туалет не причиняют ребенку дискомфорта. Он должен чувствовать себя комфортно, сидя на унитазе. Используйте детское сидение или табуретку для ног.


  • Подумайте о сенсорных потребностях вашего ребенка. Если он не любит определенные запахи, звуки или предметы, к которым он прикасается, находясь в туалете, максимально постарайтесь их изменить.

  • Подготовьте побольше нижнего белья для смены. На время приучения детей к использованию туалета очень важно, чтобы они носили обычное нижнее белье в течение дня, так как им необходимо чувствовать, когда оно намокает. Подгузники можно использовать только когда ваш ребенок спит или находится вне дома.
  • Попытки продолжайте постоянно. Говорят, что привычки вырабатываются за 3 недели.
  • Используйте поощрения. Поощряйте ребенка немедленно после того, как он помочился или испражнился в унитаз. Чем быстрее вы поощряете поведение, тем больше вероятность того, что это поведение в будущем усилится. Поощрения за хождение в туалет должны быть особенными и использоваться только для подкрепления этого поведения.

 ·      


  • Практикуйте этот навык в разных туалетах. Это даст ребенку понять, что он может использовать различные туалеты и ванные комнаты и в других местах.

 Обучение ребенка с особыми потребностями навыкам опрятности позволяет ему быть более самостоятельным в повседневной жизни.

 Автор-составитель: Голованова Лариса Валерьевна, педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи