Назад

Развитие у ребенка с ОВЗ навыков самообслуживания

30.04.2021


Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а, следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо вредного воздействия), ребенку волей-неволей приходится обследовать различные предметы и орудия.
Процесс формирования навыков самообслуживания важен для любого ребенка, у детей же с ограниченными возможностями здоровья успешность овладения этими навыками является необходимым условием успешной социализации и адаптации в обществе.
Только через овладение практическими действиями по самообслуживанию может развиваться и игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Сначала ребенок знакомится с ложкой при кормлении, учится действовать с нею, лишь после этого становится способным «кормить» куклу.
Навыки можно условно распределить по нескольким сферам жизнедеятельности человека. Прежде всего, это навыки, необходимые для самообслуживания, к которым, в частности, относятся умение самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом и прочее. Для детей с низким уровнем функционирования формирование этих компетенций зачастую становится основной целью обучения. В то же время дети более функциональные также нередко демонстрируют определен-ные проблемы в этой сфере. Например, начав одеваться, ребенок не всегда может довести начатое до конца: он надевает только часть одежды или начинает ее снимать, вместо того чтобы продолжать одеваться. 
Навыки повседневной жизни, адаптивные навыки, функциональные навыки, навыки социально-бытовой ориентации (СБО) - это каждодневные навыки и задачи, которые необходимы нам для удовлетворения бытовых потребностей собственными силами. 
Все эти навыки можно условно поделить на три категории. 
1. Базовые навыки: умение одеваться, умение пользоваться туалетом, уход за внешностью, принятие душа, гигиена сна, самоорганизация, основная коммуникация.
2. Навыки домашней жизни: уход за одеждой и стирка, уход за домом и домашние обязанности, домашние механизмы и электроника, свободное время дома, кухня и кухонные принадлежности, готовка и гигиена питания.
3. Навыки жизни в обществе: общие навыки безопасного передвижения, пользование транспортом, знание окрестностей места проживания, покупки, еда в общественных местах, деньги, понимание концепции времени, социальные навыки и правила поведения.
Овладение навыками повседневной жизни – неотъемлемая часть развития каждого ребенка. Чтобы научить малыша самостоятельно принимать пищу, ходить в туалет, ложиться спать, одеваться, нужно время и терпение. К детям с особыми потребностями необходим другой подход, так как методы, применяемые для обучения нормотипичных детей, срабатывают далеко не всегда. Процесс обучения у них может протекать по-другому и быть более медленным.  
Почему же все-таки необходимо развивать навыки повседневной жизни? В норме дети учатся всем этим навыкам подражая своим сверстникам. Детям с особыми потребностями здесь требуется помощь взрослого для того, чтобы овладеть всем этим.
Обучая ребенка этим навыкам мы тем самым способствуем его психическому развитию. Умея выполнять многие навыки самостоятельно у ребенка поднимается самооценка, он чувствует свою значимость и нужность. Это в свою очередь является важным шагом на пути к его самостоятельности и независимости. И не стоит забывать о том, сможет ли ваш ребенок выполнять те или иные действия в повседневной жизни, когда он станет взрослее и тем более, когда он будет жить самостоятельно без вас.
Для обучения навыкам самообслуживания обычно используют так называемый метод пошагового обучения. Это метод обучения комплексному многоступенчатому навыку. Когда один сложный навык делится на множество маленьких шагов. Данный метод применяется если навык, которому мы обучаем ребенка не развит вовсе и отсутствует в репертуаре, то есть процесс начинается «с нуля».  
При использовании этого метода комплексное поведение раскладывается на последовательный набор (цепочку) простых навыков. Каждая часть последовательности - это одно действие (или реакция).
Для того чтобы разбить большой навык на более маленькие, необходимо провести алгоритм задания. Алгоритм задания – это разделение сложного задания на последовательность маленьких шагов или действий. Для некоторых детей даже самые простые бытовые задачи могут быть сложной проблемой. Так что, прежде всего, Вам самим важно понять все, даже мельчайшие шаги, которые нужны для выполнения задач.
Существует три способа провести анализ задачи.
1. Вы наблюдаете за компетентным человеком, выполняющим ту или иную задачу, и записываете каждый шаг, который он выполняет.
2. Вы проговариваете с другим человеком, какие шаги включает та или иная задача.
3. Вы сами выполняете задачу и отмечаете, из каких действий она состоит.
Важно: не пытайтесь написать анализ задачи просто по памяти. Даже самые простые задачи, например, приготовление бутерброда, могут включать маленькие шаги, которые вы будете бессознательно пропускать. А если вы не будете учить ребенка какому-то шагу, то не его вина, если он его пропустит. Если у вас воз-никнут трудности в анализе задачи, вы можете поговорить со специалистом или попробовать поискать разные варианты готовых анализов задач в Интернете.
После проведения анализа задачи важно просмотреть записанные вами шаги и принять во внимание возраст, уровень коммуникации, способности и прошлый опыт конкретного ребенка и адаптировать описания шагов так, чтобы они подходили для его уровня развития.
Также запишите, как вы будете называть каждый шаг, обращаясь к ребенку. При этом важно учесть, насколько хорошо ребенок понимает устную речь. Кроме того, ребенок с ограниченными возможностями здоровья может понимать речь очень буквально. Например, если вы скажете: «Теперь намажь хлеб вареньем», он может попытаться сделать это самой банкой варенья. Ниже приводятся два при-мера анализа задачи. 
Задание может быть разбито на многочисленные детальные шаги, а может состоять из цепочки в 4-5 звеньев. Это зависит от:
1. Структуры комплексного поведения.
2. Уровня функционирования ребенка.
3. Наличия беглости в каждом отдельно взятом звене цепочки.
Основными факторами процесса обучения навыкам являются: 
• Умение разбивать комплексные навыки на мелкие, чёткие, понятные шаги.
• Количество шагов зависит от функционирования ребенка.
• Наличие возможности многократно практиковаться.
• Мотивация.
• Грамотные подсказки и своевременное их удаление.
Для обучения навыкам повседневной жизни обычно используют методы прямых и обратных цепочек. 
Метод прямых цепочек используется, когда ребенок демонстрирует наличие навыка на начальных шагах задания и проблемы, обычно возникают позже. В начале, ребенок самостоятельно начинает выполнение поставленной задачи, и да-лее взрослый помогает ему с жестовой и физической подсказками с того шага, где при проверке базового уровня ребенок испытал сложности.
Обратные цепочки используются, когда ребенок демонстрирует наличие навыка на завершающих шагах задания и проблемы у него возникают в начале. На начальном этапе большую часть задачи выполняет взрослый, оставляя ребенку финальный шаг. Не забывайте хвалить ребенка за выполнение задачи. Постепенно снижайте степень поддержки/помощи, давая возможность ребенку выполнять большую часть задания самому. По мере усвоения нового навыка ребенок сможет самостоятельно справляться со всей задачей. Метод обратных цепочек можно использовать и в повседневных делах, таких, как одевание и приемы пищи, а также в играх-головоломках, настольных играх, рисовании и для развития более познавательных навыков. Этот метод также эффективно работает в социальной активности, например, на праздниках, с чтениями сказок или пением в группе. Вначале ваш ребенок может присоединяться к группе на последние несколько минут, а за-тем это время увеличивается, и так до тех пор, пока ребенок не начнет справляться с такими мероприятиями целиком.
Помните о том, что для того чтобы ребенку освоить тот или иной навык и выполнять его самостоятельно в любой ситуации, в любой обстановке, ему необходимо практиковаться! 

  
Используйте для формирования навыка несколько этапов:
1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку. 
2. Игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем). 
3. Демонстрация действия взрослым (показ на себе и комментирование каждого действия). 
4. Совместные действия взрослого с ребенком. 
5. Действие ребенка по подражанию действиям взрослого. 
6. Самостоятельные действия ребенка.

Как научить одеваться?
• Научите узнавать одежду в картинках. Это поможет ребёнку понимать и действовать по визуальной подсказке. 
• Ребёнок должен научиться выполнять действия, которые вы просите. Показываете картинку и говорите: Дай майку, принеси носки. Затем точно также, но наоборот, вы показываете одежду, а ребёнок вам даёт картинку. Таким образом ребёнок учиться легко узнавать одежду и запоминать ее название. 
• Сделайте визуальную подсказку по порядку. Сначала надеваем трусы, затем майку, носки, штаны (платье), кофту и т.д. Показывая каждую карточку помогай-те ребёнку надеть соответствующую одежду, постепенно помощь уменьшайте. Так же учите раздеваться.

 


Гигиена. 
Многие дети не любят умываться, чистить зубы, мыть голову. В качестве причины можно назвать температуру воды, боязнь ребенка задохнуться во время мытья головы. Во время гигиенических процедур отвлекайте ребёнка играми, веселыми потешками, пузырьками и т.д. Подберите подходящее время, ловите хорошее настроение ребёнка, и не забывайте поощрять. Приклейте в ванной комнате визуальную подсказку., чтобы она всегда была перед глазами.
Формирование навыков самообслуживания призвано содействовать достижению максимально возможной самостоятельности детей с ОВЗ в быту. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.


Автор-составитель: Голованова Лариса Валерьевна, педагог-психолог 
Алтайского краевого центра ППМС-помощи